Имеет ли право психолог злиться на своего клиента?

02.05.2019 Психиатрия  Нет комментариев

Имеет ли право психолог злиться на своего клиента?

Инструмент, которым работает психолог — это он сам. И его эмоциональные реакции на поведение клиента — одна из важнейших составляющих данного инструмента.Раздражение, злость психолога во время сессий являются для него ценной информацией, во многом помогающей понять ситуацию клиента.
Блокирование же нашей сигнальной системы — запрет на негативные эмоции по отношению к клиенту — лишает специалиста возможности быть эффективным. Важно уметь отслеживать свои реакции в процессе работы с клиентом, верно их интерпретировать и использовать. Ну и экологично утилизировать потом за ненадобностью.

Психолог не может не испытывать разные чувства по отношению в клиенту: и страх, и гнев, и раздражение, и нежность, и восторг… Он ведь живой человек. И клиент тоже может всё это испытывать. Однако психолог находится в рефлексивной позиции по отношению к своим импульсам, эмоциям. Клиент может не быть в этой рефлексивной позиции, а психолог- обязательно. И что же ему, психологу, делать со своими чувствами? Прежде всего — воспринимать их как часть комплексного терапевтического процесса. Он отдает себе отчет в злости и говорит себе: «Да, вот это злость. Я чувствую злость». Он может сказать об этом пациенту в какой-либо форме. Например, он может сказать так: «Я чувствую злость сейчас. Вот когда вы это сделали — я почувствовал прилив злости. А вы как? Что чувствуете вы?»

Этот момент — момент истины — он очень ценный. И очень важно с ним работать.
Скрывать нельзя. Нужно обсудить. Если скроешь на словах, выразится не вербально: интонационно или на лице появится выражение ненависти. И это клиент все равно заметит и отметит. А ведь именно за тем он и приходит на терапию, чтобы научиться быть в контакте с собой и овладевать своими состояниями, быть честным с собой и получить адекватную обратную связь от мира.

И потом это нужно обсудить с супервизором. Ведь злость может быть частью процесса терапии, а может быть приветом от какого-либо скелета в шкафу самого терапевта.
Но эти приветы от склелетов в шкафу тоже нормальная вещь. Только не надо превращаться терапевту в клиента своего клиента. Терапевт должен руководить этим альянсом в любом случае.

Для меня вопрос «имеет ли право терапевт злиться на клиента?» звучит так же, как: «имеет ли право человек мерзнуть, когда открыто окно?». Кто-то будет мерзнуть, кто-то нет, но эти ощущения — естественный ответ организма на определенный импульс. Другое дело, стоил ли делиться с окружающими своим состоянием, и если да, то в какой форме это лучше сделать.

Так же и с гневом на терапии. Чувства, возникающие у психолога по отношению к клиенту, называются контрпереносными. Они могут дать богатейшую информацию о том, как устроен внутренний мир клиента, какую модель отношений, выстроенную в жизни с кем-то из близких, он пробует разыграть с терапевтом. Анализируя свой контрперенос, психолог должен проверить, не связаны ли его реакции на клиента с собственными «слепыми пятнами», не срезонировали ли таким образом его личные проблемы. В этом помогает супервизия.

Когда становится понятно, на что именно возникает злость, что конкретно делает клиент, что вызывает такие чувства, будет полезно ему это вернуть. Но в какой форме? Это зависит от того, в каком состоянии находится клиент, насколько он устойчив и открыт для негативной обратной связи. В любом случае, терапевт не может себе позволить бурных эмоциональный реакций. Но для кого-то из клиентов даже простая фраза «Я на Вас злюсь» может оказаться невыносимой. В таких случаях работа должна быть предельно филигранной, необходимо соблюсти баланс между поддержкой и обращением к реальности. Кстати, довольно часто причина, по которой терапевт испытывает гнев по отношению к клиенту — это перекладывание ответственности последнего за результат терапии. Ведь известно, что ответственность в этой совместной работе разделена пополам. А клиент не хочет вкладываться, прилагать усилия во время терапии и ждет, что терапевт «сотворит чудо».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>