Интернет-зависимость – болезнь или избалованность?

09.09.2013 Психиатрия  Нет комментариев

Интернет-зависимость – болезнь или избалованность?

Двадцать первый век стал временем невиданных недугов и странных диагнозов

Среди новых недугов есть и страшные, временами смертельные – птичий грипп, атипичная пневмония, современные мутации коронавируса. Есть и такие, что раньше не удавалось диагностировать – дислексия, редкие ферментопатии. Есть и сомнительные с точки зрения обывателя: синдром хронической усталости, целюллит, интернет-зависимость. Нужна ли терапия или достаточно наказать школьника, который сутки напролет не встает из-за компьютера?

Не могу без…

Зависимости или аддикции – один из относительно новых психиатрических диагнозов, аддиктологию (науку о всевозможных зависимостях) начали развивать примерно с 70-х годов прошлого века. До этого считалось, что проблема наркоманов, игроманов и алкоголиков в том, что они не хотят взять себя в руки и перестать «баловаться». А на самом деле причина всевозможных аддикций в значительной степени обусловлена нарушениями биохимии мозга.

Ситуацию иллюстрирует знаменитый эксперимент с крысой, которой в мозг вживили электрод, стимулирующий центр удовольствий. Крыса может сама нажимать на рычаг, регулируя приятные ощущения. Бедное животное перестает есть, пить, бегать, интересоваться сородичами – ей важны только разряды, идущие в мозг. Если электрод не удалить, крыса умрет от голода и жажды, если удалить – впадет в тяжелую депрессию, и её шансы на выживание тоже невелики.

Аддикция – это сформировавшийся химический или поведенческий «электрод», заставляющий мозг выделять эндорфины (реже адреналин и другие гормоны) в ускоренном темпе настолько мощно, что простые удовольствия перестают радовать. «Кайф» от дозы спиртного, курева, героина или опустошенного холодильника на порядок сильней приятных ощущений от прогулки, просмотра кино, игры с домашним питомцем или прибавки к зарплате. В случае не химических аддикций возможен и вариант абсолютной психологической защиты – человек переключает телеканалы (такая зависимость тоже есть) или тратит всю зарплату на ненужные покупки, чтобы спрятаться от конфликта в семье, панических атак или неприятных мыслей. Мозг телемана или шопоголика настолько загружен, что на страх и огорчение не остается ресурса.

По счастью, от разового проигрыша в казино или выпитой бутылки водки зависимость не формируется, требуется более или менее продолжительное время, чтобы человек, выпивающий по праздникам, превратился в пьяницу, а затем и в алкоголика. Но это время коварно – зачастую человек не успевает заметить, когда развлечение становится болезнью.

Жизнь в ритме взгляда на экран

Интернет-зависимость как отдельную форму аддикции выделили в 1995 году – примерно через четыре года после того, как Всемирная сеть стала общедоступной. Что неудивительно – виртуальное пространство и виртуальное общение содержит массу соблазнов. Какие же формы может принять Интернет-зависимость?

1. Порнозависимость – самая распространенная, хотя и относительно безопасная аддикция. Порнозапросы до сих пор лидируют в поисковиках, 70% взрослых мужчин и 38% женщин время от времени просматривают страницы непристойного содержания. С одной стороны, интерес к изображениям половых органов и актов любви был свойственен человечеству издревле, с другой – живому человеку трудно конкурировать с извращенными фантазиями.

2. Киберсексуальная зависимость. Более опасна, чем увлечение порнографией – виртуальный партнер не пахнет несвежими подмышками, не заставляет мыть посуду и не возражает против смелых эротических экспериментов. «Идеал» быстро замещает образ реального супруга, приводит к конфликтам в семье, охлаждению и разводу. Вариант «киберсекса» — романы по переписке, в которых собеседникам важна не столько эротическая, сколько эмоциональная составляющая.

3. Зависимость от социальных сетей. Это – бич интравертов, одиноких и закомплексованных людей. Общение в киберпространстве создает иллюзию дружбы, семьи, позволяет человеку изобразить себя каким угодно – молодым, красивым, богатым и т.д. Естественно, что соцсети довольно быстро становятся интересней реальной жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. СМС-зависимость, она же зависимость от чатов и мессенджеров. Это потребность в обмене моментальными сообщениями, создающая чувство безопасности, востребованности, унимающая тревожность.

5. Зависимость от веб-серфинга. Беспорядочный, хаотичный поиск разнообразной информации в сети сродни телемании и переключению каналов телевизора – человек «забивает» мозг ненужными сведениями, чтобы отвлечься от насущных проблем.

6. Геймомания, зависимость от компьютерных игр – самая опасная, особенно для подростков и молодых людей. Неоднократно азартные игроки кончали с собой из-за проигрыша, засиживались до инфаркта или истощения перед экраном, убивали в реальной жизни виртуального противника.

7. Игромания с элементами реальности – зависимость от интернет-казино, аукционов, бирж и азартных игр, обычно совмещенная с навязчивым желанием обогатиться. Сюда же можно отнести шопоманию – зависимость от неконтролируемых покупок он-лайн.

Дети и соцсети

При грамотном подходе и контроле Интернет – прекрасный обучающий элемент, инструмент для наблюдения за развитием и проблемными зонами ребенка. Но без контроля ситуация легко скатывается в хаос. У детей Интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам. Если упустить момент, вытащить сына или дочь из киберпространства без помощи психологов или даже психиатров окажется невозможно.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>