Классификация и стадии развития расстройства поведения

10.06.2022 Психиатрия  Нет комментариев

Классификация и стадии развития расстройства поведения

Расстройство поведения включает в себя несколько подтипов [18]. Общими для них являются вышеприведённые симптомы, однако существуют и индивидуальные различия.

Классификация по МКБ-10
F91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи

Для этого расстройства характерно то, что нарушения поведения проявляются только дома в общении с семьёй и её ближайшим окружением. Дети с расстройством поведения, ограничивающимся рамками семьи, могут воровать (как правило, только у кого-то из родственников) или портить домашние вещи.

Также под определение расстройства поведения, ограничивающегося рамками семьи, попадают проявления деструктивного поведения. Такие дети ломают игрушки или украшения, рвут обувь и одежду, режут мебель или портят ценное имущество. При этом все вышеперечисленные проявления «нацелены» на кого-то из членов семьи.

С людьми вне дома, например в школе, дети общаются нормально.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения дети склонны к физической агрессии, чрезмерной драчливости и жестокости по отношению к сверстникам. Они ко всем относятся враждебно и предпочитают ни с кем не общаться. Вся их коммуникация сводится к словесной брани. Такие дети не слушаются взрослых и ведут себя с ними очень нагло.

Типичны постоянная ложь, прогулы уроков и вандализм. У детей нарушены социальные связи: они не могут нормально общаться ни со сверстниками, ни со старшими по возрасту, часто замкнуты и сами изолируют себя от общества. Для детей с такой патологией характерна низкая самооценка. Детям кажется, что все вокруг желают им зла, поэтому они используют агрессию как механизм психологической защиты.

Недостаточная социальность проявляется не только в чрезмерной агрессивности, но и сексуальной расторможенности, например дети начинают говорить о сексе без добровольного согласия собеседника, демонстрировать половые органы и/или демонстративно раздеваться (в том числе в виртуальном формате, например отправлять фото своих интимных мест другим людям), а также принуждать к половому акту.

В беседах такие дети обычно держатся вызывающе. При попытках помочь отрицают проблемы с поведением или пытаются оправдать себя, обвиняя других. Они не могут адаптироваться в социуме и спокойно общаться со сверстниками.

Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 Социализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения симптомы проявляются в подростковом возрасте. Такие дети обычно нормально развиваются и в раннем детстве ведут себя послушно. Позже их успеваемость в школе снижается. Незначительные или малозначительные эпизоды нарушения поведения сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, например раздражительностью, перепадами настроения и истериками.

Часто они совершают преступления вместе с компанией друзей. Именно эту компанию обвиняют родители, не допуская мысли о том, что необходимо изменить семейные установки и обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Если родители не готовы принимать ответственность за поведение своих детей, их место постепенно занимают друзья.

Дети с социализированным расстройством поведения полностью преданы той компании, в которой находятся. Они вместе прогуливают школу, совершают преступления и антисоциальные поступки, например воруют или избивают людей или животных.

Среди прочих симптомов встречается агрессия, направленная на окружающих, и акты вандализма. Дети с этим расстройством общаются со сверстниками, но в основном с теми, кто нарушает закон.

F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение

Этот тип расстройства в наибольшей степени характерен для детей 9–10 лет. Пациенты с оппозиционно-вызывающим расстройством часто спорят со взрослыми или сверстниками, специально их дразнят или раздражают, ругаются, сердятся, возмущаются и не выполняют их требования. Это расстройство почти всегда проявляется дома или в школе среди хорошо знакомых людей.

Дети обвиняют в своих ошибках и трудностях окружающих или оправдывают их тяжёлыми обстоятельствами. Причём такое поведение причиняет больше неприятностей окружающим, чем самим детям.

В типичных случаях дети с оппозиционно-вызывающим поведением ведут себя провокационно, вызывающе или враждебно. Это расстройство не даёт им возможности выстроить нормальные взаимоотношения с другими людьми, поэтому зачастую у них нет друзей.

Однако такие дети не нарушают законы и основные права других: они не дерутся, не воруют и не портят чужие вещи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>