Аутизм у маленьких детей был впервые описан психиатром, одним из основателей детской психиатрии, Лео Каннером в 1942 году. А широкая публика узнала об этом заболевании в 1988 году, когда был показан американский фильм «Человек дождя», главный герой которого, блистательно сыгранный Дастином Хоффманом, является аутистом. После этого аутичные дети получили название «дети дождя». Про статистике, сегодня из тысячи детей 5–6 человек страдают аутизмом, при том что еще 10 лет назад это число было намного меньше. У мальчиков он встречается чаще, чем у девочек. Аутизм – это психическое расстройство, при котором у ребенка разорвана связь внутреннего мира с внешним. Он испытывает трудности с социальным общением, у него ограничены интересы, он живет в своем обособленном мире. В основе заболевания лежит нарушение развития мозга. А вот чем оно вызвано, до сих пор толком не известно. Существует несколько теорий, объясняющих причины таких нарушений: генетика, инфекция у матери в период беременности, тяжелые роды, вакцинация, но они пока еще не получили достаточных обоснований. Хотя было замечено, что если в семье первый ребенок – аутист, то и второй малыш часто страдает этим нарушением. Как определить признаки аутизма у ребенка? До рождения аутизм у ребенка выявить невозможно никакими тестами и обследованиями, в отличие от других врожденных заболеваний, например синдрома Дауна. Да и сам диагноз «аутизм» ставят ребенку не ранее, чем ему исполнится 3 года. Но внимательные родители могут обнаружить самые ранние признаки заболевания уже на первых месяцах жизни малыша. Так, ребенок-аутист не реагирует на маму ни улыбкой, ни мимикой. Он не просится на руки, не прижимается к маме, не смотрит ей в глаза, остается равнодушным к ее ласкам. Если мама уходит, он не плачет. В дальнейшем такой малыш не стремится играть с другими детьми, часто бывает агрессивен по отношению к ним. У него возможна задержка психического и физического развития. Наблюдается неадекватная реакция на различные раздражители: свет, звуки – он может испытывать страх вплоть до паники, например, от работающего пылесоса. Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него проявляются симптомы аутизма. Он играет только с одной игрушкой, а чаще – с различными предметами: бумажками, тряпочками, веревочками, и т.д. Причем игра не имеет сюжета, а заключается в повторении однотипных движений с предметом (или без него). Так, он может многократно совершать однообразные движения: раскачиваться, вращать головой, трясти руками. Часто ребенок создает себе какой-либо ритуал и не отступает от него ни на шаг. Он не выносит никаких изменений ни в действиях, ни в расположении вещей. Все его игрушки, одежда, должны находиться строго на своих местах. Малыш может проявлять большую избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. В дальнейшем, когда ребенок взрослеет, ему не нужно общество сверстников, взрослых, он полностью замкнут на себе и своем мире, в который никого не пускает. Нередко его характеризуют как «не такого, как все», «странного». Взгляд у него серьезный, «взрослый», но при этом поймать его невозможно, так как аутичный ребенок избегает смотреть в глаза. И даже умея говорить, разговаривает он неохотно. Все это усложняет развитие и обучение ребенка-аутиста. Для таких детей характерны проявления агрессии и аутоагрессии (самоповреждение), негативизма и др. Некоторые нарушения речи и движений у маленького ребенка могут быть вызваны особенностями характера, поэтому окончательный диагноз ставят только после трех лет жизни и после длительного наблюдения за малышом, проведения различных тестов, консультаций. При этом надо понимать, что типичного аутизма не существует. Поведение и состояние аутиста быть разным. Все зависит от формы расстройства. Среди страдающих аутизмом встречаются и умственно неполноценные люди, и обладающие высоким интеллектом. Расстройство у них проявляется замкнутостью, странностью в общении, узостью интересов, излишней педантичностью. Можно ли вылечить аутизм? К сожалению на сегодняшний день средств, позволяющих избавиться от того нарушения, не существует. Можно смягчить проявления аутизма и в некоторых случаях добиться полной социальной адаптации ребенка. Он может овладеть профессией и в дальнейшем жить самостоятельно, обслуживать себя, работать. Но в 80% случаев дети-аутисты оказываются не способны к самостоятельной жизни и остаются инвалидами. Родителям ребенка-аутиста надо научиться принимать его таким, какой он есть, помогать ему, организовывать его жизнь. Следует совместно с специалистами – психологами, логопедами – как можно раньше начать работу по коррекции заболевания, проявляя при этом максимум терпения и любви. Только так можно помочь своему малышу.

25.01.2022 Психиатрия  Нет комментариев

Аутизм у маленьких детей был впервые описан психиатром, одним из основателей детской психиатрии, Лео Каннером в 1942 году. А широкая публика узнала об этом заболевании в 1988 году, когда был показан американский фильм «Человек дождя», главный герой которого, блистательно сыгранный Дастином Хоффманом, является аутистом. После этого аутичные дети получили название «дети дождя».  Про статистике, сегодня из тысячи детей 5–6 человек страдают аутизмом, при том что еще 10 лет назад это число было намного меньше. У мальчиков он встречается чаще, чем у девочек.  Аутизм – это психическое расстройство, при котором у ребенка разорвана связь внутреннего мира с внешним. Он испытывает трудности с социальным общением, у него ограничены интересы, он живет в своем обособленном мире.  В основе заболевания лежит нарушение развития мозга. А вот чем оно вызвано, до сих пор толком не известно. Существует несколько теорий, объясняющих причины таких нарушений: генетика, инфекция у матери в период беременности, тяжелые роды, вакцинация, но они пока еще не получили достаточных обоснований. Хотя было замечено, что если в семье первый ребенок – аутист, то и второй малыш часто страдает этим нарушением.   Как определить признаки аутизма у ребенка? До рождения аутизм у ребенка выявить невозможно никакими тестами и обследованиями, в отличие от других врожденных заболеваний, например синдрома Дауна. Да и сам диагноз «аутизм» ставят ребенку не ранее, чем ему исполнится 3 года. Но внимательные родители могут обнаружить самые ранние признаки заболевания уже на первых месяцах жизни малыша.  Так, ребенок-аутист не реагирует на маму ни улыбкой, ни мимикой. Он не просится на руки, не прижимается к маме, не смотрит ей в глаза, остается равнодушным к ее ласкам. Если мама уходит, он не плачет. В дальнейшем такой малыш не стремится играть с другими детьми, часто бывает агрессивен по отношению к ним. У него возможна задержка психического и физического развития. Наблюдается неадекватная реакция на различные раздражители: свет, звуки – он может испытывать страх вплоть до паники, например, от работающего пылесоса.  Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него проявляются симптомы аутизма. Он играет только с одной игрушкой, а чаще – с различными предметами: бумажками, тряпочками, веревочками, и т.д. Причем игра не имеет сюжета, а заключается в повторении однотипных движений с предметом (или без него). Так, он может многократно совершать однообразные движения: раскачиваться, вращать головой, трясти руками. Часто ребенок создает себе какой-либо ритуал и не отступает от него ни на шаг. Он не выносит никаких изменений ни в действиях, ни в расположении вещей. Все его игрушки, одежда, должны находиться строго на своих местах. Малыш может проявлять большую избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида.   В дальнейшем, когда ребенок взрослеет, ему не нужно общество сверстников, взрослых, он полностью замкнут на себе и своем мире, в который никого не пускает. Нередко его характеризуют как «не такого, как все», «странного». Взгляд у него серьезный, «взрослый», но при этом поймать его невозможно, так как аутичный ребенок избегает смотреть в глаза. И даже умея говорить, разговаривает он неохотно. Все это усложняет развитие и обучение ребенка-аутиста. Для таких детей характерны проявления агрессии и аутоагрессии (самоповреждение), негативизма и др.  Некоторые нарушения речи и движений у маленького ребенка могут быть вызваны особенностями характера, поэтому окончательный диагноз ставят только после трех лет жизни и после длительного наблюдения за малышом, проведения различных тестов, консультаций.  При этом надо понимать, что типичного аутизма не существует. Поведение и состояние аутиста быть разным. Все зависит от формы расстройства. Среди страдающих аутизмом встречаются и умственно неполноценные люди, и обладающие высоким интеллектом. Расстройство у них проявляется замкнутостью, странностью в общении, узостью интересов, излишней педантичностью.   Можно ли вылечить аутизм? К сожалению на сегодняшний день средств, позволяющих избавиться от того нарушения, не существует. Можно смягчить проявления аутизма и в некоторых случаях добиться полной социальной адаптации ребенка. Он может овладеть профессией и в дальнейшем жить самостоятельно, обслуживать себя, работать. Но в 80% случаев дети-аутисты оказываются не способны к самостоятельной жизни и остаются инвалидами.  Родителям ребенка-аутиста надо научиться принимать его таким, какой он есть, помогать ему, организовывать его жизнь. Следует совместно с специалистами – психологами, логопедами – как можно раньше начать работу по коррекции заболевания, проявляя при этом максимум терпения и любви. Только так можно помочь своему малышу.

Агнозия – это расстройство, проявляющееся тем, что у человека нарушено восприятие, при том что органы чувств не повреждены и сознание сохранено.

Причины агнозии
Патология вызвана повреждениями участков коры головного мозга, в функции которых входит распознавание и синтез информации. В результате больной, видя, слыша или ощущая предмет, не может идентифицировать его.

Агнозия таким образом является вторичной патологией, а способствуют ей травмы и опухоли, инсульт, болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Интересно, что агнозия развивается у правшей, если повреждения затронули левое полушарие мозга, а у левшей – наоборот, правое.

Виды агнозии
Виды этого расстройства связаны с расположением пораженного участка мозга. Различают агнозию зрительную, слуховую, тактильную, пространственную, времени и движения.

Зрительная агнозия. При этом виде расстройства зрение у человека в норме, он видит предмет, но восприятие его нарушено.

При предметном виде зрительного расстройства больной может различать отдельные части предмета, его цвет, но назвать его он не в состоянии.

Цветовая агнозия проявляется неспособностью распознавать оттенки и цвета, соотносить конкретный предмет с его цветом.

При симультанной агнозии из группы предметов человек видит только один из них.

Прозопагнозия – агнозия на лица, отсутствие способности различать лица, в некоторых случаях и собственное лицо в зеркале.

Агнозия на буквы – может привести к тому, что человек разучится писать и читать.

Разновидностью зрительной агнозии является синдром Балинта. Он заключается в том, что больной не способен направить взгляд в нужную сторону, сконцентрировать его на предмете.

Слуховая агнозия тоже имеет несколько подвидов.

При простой слуховой агнозии человек не в состоянии воспринять и опознать самые знакомые звуки – стуки, шорохи, скрипы.

Слухоречевая агнозия характеризуется невозможностью распознать речь, больной воспринимает ее как набор неизвестных ему звуков. Результатом может стать расстройство функции речи.

При тональной агнозии человек понимает, что ему говорят, воспринимает слова и фразы, но совершенно не улавливает тембра, эмоциональной окраски речи.

Тактильная агнозия. Заключается в невозможности определить на ощупь предмет и его характеристики: размер, форму, материал.

Вариантом тактильной агнозии является соматоагнозия – невозможность определить части собственного тела, их взаимное расположение.

Пространственная агнозия заключается в неспособности определять параметры пространства, расположение в нем объектов. Так, человек не может сказать, расположен ли один предмет ближе или дальше другого.

Пространственная агнозия может заключаться и в нарушении ориентации. Больной не узнает знакомые ему места, хотя с памятью у него все в порядке.

Очень редко встречается агнозия времени и движения. Больной не в состоянии определить течение времени или не воспринимает объект, который находится в движении.

Лечение агнозий
Первоочередная задача при лечении этих расстройств – устранение причины агнозии, то есть излечения основного заболевания.

В дальнейшем лечение подбирается сугубо индивидуально и может включать сеансы психотерапевта, трудотерапию, занятия с логопедом.

Метки записи:  , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>