Что делать, если подросток ничего не хочет?

13.05.2021 Другое  Нет комментариев

Что делать, если подросток ничего не хочет?

Возможные причины подростковой апатии
Начнем с того, что разберемся с предпосылками подобного поведения. Их может быть очень много, но самые распространенные – следующие.

За ребенка все решают родители
Возможно, сейчас вы подумали: «это точно не про меня». Забавно то, что так думают решительно все родители, не дающие своему сыну или дочери вдохнуть полной грудью (не факт, что вы относитесь к их числу, но все же постарайтесь оценить свое поведение беспристрастно, насколько это возможно). Обычно в таких случаях речь идет о достаточно активных, энергичных родителях, нередко – разведенных, достаточно часто – много работающих, чтобы обеспечить семью, и с ранних лет приучающих детей к самостоятельности.

И чаще всего в подобных семьях у мам и/или пап есть некоторые идеалистические представления о том, каким должен быть их ребенок. Чаще всего это что-то возвышенное и «достойное»: трудолюбивый, инициативный, послушный, внимательный, не эгоистичный, успешный, и так далее. Какой у подростка характер на самом деле, кем он хочет быть, и что сделает его по-настоящему счастливым – все это остается без внимания.

При этом формально сыну/дочери могут оставлять право выбора, но без возможности реально совершить его на практике. Что-то в духе: «Куда ты хочешь сходить: в кино с друзьями или к репетитору по английскому языку? Репетитор как раз говорил, что тебе нужно подтянуть Present PerfectContinuous к контрольной». Или: «Ты хочешь играть в футбол или ходить в художественную студию? Заниматься спортом полезно, тебе бы не помешало больше тренироваться». Примеры, возможно, утрированные, но суть в том, что родители вроде бы как предоставляют ребенку возможность принимать решение самому, но при этом отчетливо дают понять, какой вариант «правильный», «хороший», одобряемый, а какой – не очень. И в этом «не очень» обычно скрывается именно то, чего подростку действительно хотелось.

В результате ребенок понимает, что страстно желать чего-то, мечтать о чем-то – абсолютно бесполезно. Все равно придется подчиняться тому, что скажут родители. А раз так – то проще ничего не хотеть, чем снова и снова испытывать разочарование и бессилие.

Подросток рос в «тепличных» условиях
Несколько другая причина того, что девочка или юноша ничего не хочет, заключается в отсутствии препятствий как таковых. Чтобы к чему-то стремиться, прикладывать какие-то усилия для достижения поставленной цели, необходима определенная степень напряжения; несоответствие реальности желаемой картине (с реальной возможностью это изменить); противоречия, побуждающие бороться (но противоречия, опять же, реально разрешаемые).

Однако если ребенку с детства преподносили все на блюдечке с серебряной каемочкой, то он не знает, каково это. Он в принципе не усвоил моделей поведения, предполагающих постановку целей и стремление к ним. Все в природе, вплоть до человеческой психики, работает по принципу максимального сбережения энергии. Дескать, зачем тратить силы, зачем испытывать напряжение, бороться с какими-то трудностями, если все и так будет хорошо? Если подросток живет комфортной приятной жизнью, если все его желания более-менее удовлетворяются, и его, по большому счету, все устраивает? Вот и получается, что ребенок, по сути, ничего не хочет. Ведь играть в компьютерные игры/смотреть сериалы/лежать и плевать в потолок гораздо проще, чем за что-то бороться.

Недостаток общения со сверстниками
Это общее название для целой группы возможных причин отсутствия мотивации у подростка. Дело в том, что в переходном возрасте главной активностью ребенка является именно общение со сверстниками. В это время он учится преподносить себя, находить свое место в коллективе, начинает проявлять недвусмысленный интерес к противоположному полу. И все это крайне важно для его гармоничного развития, для того, чтобы спустя несколько лет он смог стать полноценным, уверенным в себе взрослым человеком.

В это время для подростка действительно важно, того ли покроя на нем джинсы, что думает о нем авторитетный одноклассник/одноклассница, или достаточно ли стильная у него прическа. Вам это все может казаться ерундой, но для него это – по-настоящему серьезные проблемы. И ему важно и нужно «вариться» во всем этом, пробовать разные стили поведения, ошибаться, добиваться признания сверстников – словом, проводить с ними достаточно много времени, чтобы во всем разобраться.

Если же у него такой возможности нет (из-за кружков и репетиторов, из-за обязанности ухаживать за младшими сестрами/братьями или родительского «не трать время на шатания абы где абы с кем»), то он утрачивает доступ к важной части своей жизни. Другие подростки общаются, гуляют, встречаются, ссорятся, пусть даже дерутся – а он остается где-то в стороне, как будто и не живет вовсе. И никакие хорошие отметки или победы на выставках ему этого не заменят. Эта ситуация вызывает настолько большой разлад в душе ребенка, что он начинает относиться к жизни апатично и, в результате, ничего не хочет.

Сложное психологическое состояние
Это тоже достаточно общее название, за которым может скрываться многое. Важно помнить, что подросток – такой же живой человек, как и все остальные, и он вполне может испытывать сильный стресс, депрессию, переживать из-за каких-то проблем в личной жизни, и так далее. Причем это возможно даже в том случае, если со стороны кажется, что у него, как будто бы, ничего серьезного в жизни и не происходило.

Кто-то тяжело переживает развод, кто-то – смерть любимой собаки, кто-то – разлад в отношениях с другом или проблемы с коллективом одноклассников в принципе. Распознать тяжелое состояние ребенка не всегда легко, но обычно оно включает в себя несколько из следующих симптомов:

Пессимизм или страх в отношении будущего.
Негативное восприятие себя, других людей или окружающего мира.
Мысли о смерти и размышления о том, что, возможно, без подростка мир был бы лучше (соответственно, узнать о таких мыслях можно из вскользь оброненных слов ребенка).
Отсутствие интереса даже к тому, что раньше вызывало у парня/девушки жгучий интерес.
Нежелание или даже страх перед общением.
Какие-либо изменения в режиме дня подростка: например, проблемы со сном, отсутствие аппетита (или, напротив, чрезмерная прожорливость).
Если ваш сын/дочь серьезно переживает из-за чего-то, находится в депрессии или состоянии сильного стресса, то, само собой, он/она ничего не хочет: все силы и без того уходят на этот кризис.

Что делать, если подросток ничего не хочет?
Возможно, в какой-то из перечисленных выше ситуаций вы уловили смутное сходство с тем, что происходит с вашим ребенком. И тогда вам уже должно стать немного более понятно, почему он ничего не хочет, и над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы решить проблему. Однако, в любом случае, не окажутся лишними и следующие советы:

Верните подростку ответственность за свой выбор и свою жизнь. Это может быть сложно, но постарайтесь выкинуть из головы свои представления о том, каким он должен быть. И позвольте ему самому решать, на что тратить свое время и свои силы. Даже если, например, для поступления в университет было бы лучше, если бы он просиживал дни у репетиторов, а не играл с друзьями во дворе (или в онлайн-игру за компьютером). Поначалу подросток, не привыкший к подобному раскладу, может оставаться апатичным и не мотивированным, но постепенно он наберется смелости говорить о том, чему ему действительно хочется.

Не спешите удовлетворять любые просьбы ребенка по первому требованию. Возможно, когда он был маленьким, вы читали о «зоне ближайшего развития». Например, чтобы малыш научился пользоваться ложкой, нужно позволить ему несколько раз измазать себя, стол и все вокруг, но не делать все за него. С подростками это правило тоже работает. И здесь простительно пойти на хитрость и использовать желания ребенка, чтобы его растормошить. Хочет новый телефон – пусть наберет на него достаточно условных баллов, которые вы будете выдавать ему за выполненные домашние дела. Или за километры, пройденные на улице. Или за успехи в каком-то деле. Поначалу это будет добровольно-принудительная мотивация, но азарт и понимание того, что его действия могут менять реальность и давать ему желаемое, сподвигнут ребенка и на собственные свершения.Позволяйте подростку иметь свободное время и общаться с друзьями. Это важно, и это не пустая трата времени. У парня/девушки не должно быть ощущения, что каждый его день расписан по часам, и гуляния со сверстниками – это непростительная роскошь. Общение с равными себе должно быть для него естественной, разрешенной частью каждодневной жизни.

Не пропускайте тревожные звоночки, говорящие о том, что вашему ребенку плохо. И если у вас возникли подозрения – не поленитесь отвести его к психологу. Профессионал сможет точно установить, есть ли у подростка проблемы, и помочь ему преодолеть их. Никакие разговоры по душам и житейские мудрости не заменят советов психолога, основанных на конкретной проблеме конкретного ребенка.Постарайтесь уважать личность подростка и не ограничивать его жесткими рамками. Никакие требования «заняться хоть чем-нибудь», «не сидеть в компьютере/телефоне» и тому подобные не дадут нужного результата. Скорее, наоборот – грубое вторжение в личное пространство только разозлит подростка, и он не будет выполнять ваши требования хотя бы из вредности. Да и будем честны: разве вы сами не любите порой «позалипать» на ленты в соцсетях? А другие варианты времяпрепровождения лучше предлагать в более мягкой форме.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>